Какой будет Украина через 10 лет? Рассуждать на этот счет очень сложно, учитывая что мировая система безопасности рушится, целые регионы погружаются в хаос гражданских войн и нищеты, Даже такие макро-регионы как Европа, переживают тяжелые времена, греческий кризис, долговые кризисы стран бедного европейского «юга», а также сепаратистские тенденции, охватившие более благополучные регионы, ставят под вопрос сохранение стабильности и даже границ в Европе.
Европа переживает один из самых глубоких политических кризисов в послевоенный период. Выстроенная после Второй мировой войны система безопасности трещит по швам.
Летом этого года мы будем отмечать крайне интересный юбилей, 70 лет со времени проведения Потсдамской конференции. Подведение итогов войны стало одновременно последней встречей в формате «Большой тройки». Достигнутые договоренности вскоре сменились новой конфронтацией, а многие решения так и не были выполнены.
Однако будет крайне интересным вспомнить принципы, положенные в основу платформы, на которой проводилась конференция. Потсдамская конференция провозгласила принципы восстановления побежденной Германии: денацификация, демилитаризация, демократизация, децентрализация и декартелизация.
Реклама
Эти принципы могут и должны быть использованы для восстановления Украины, при условии сохранения относительной стабильности в Европе в целом .
Очевидно, что все разговоры о децентрализации и демократизации невозможны без последовательного проведения денацификаци, которая в свою очередь невозможна без отстранения олигархии от власти. Спустя полтора года после начала майдана, можно с уверенностью сказать, что именно олигархи, в том числе близкие к президенту Януковичу поддерживали развитие инфраструктуры нацистских группировок, в надежде использовать их в своих целях.
«Тризуб имени Степана Бандеры» долгие годы (еще со времен президентства Леонида Кучмы) был связан с СБУ, которая охотно использовала его для различных провокаций еще во времена акции «Восстань, Украина».
Позднее, группировка «Тризуб» вошла в Правый сектор, создание которого было активно поддержано администрацией Януковича для радикализации Майдана и отторжения средних слоев, настроенных на западно-либеральную идеологию.
Как нам теперь известно, политические интриги администрации Януковича и приближенных к нему олигархов, сыграли с ними злую шутку. Однако не будем сводить всплеск нацизма в Украине лишь к неудачным политическим интригам. Украинский нацизм никогда бы не вырос без системной поддержки крупнейших украинских собственников, которые в радикальном национализме видели гарантию сохранения их активов и вытеснения левой идеологии из массового сознания.
Таким образом, задача деолигархизации становится необходимым условием денацификации и оздоровления общественной жизни и общественного сознания.
Конечно, многие годы мы будем чувствовать на себе последствия войны, огромное количество искалеченных морально и физически людей, которым сложно интегрироваться в мирную жизнь. Справиться с волной преступности и насилия будет самой сложной задачей на ближайшие десятилетия. Огромные территории будут заминированы, и потребуются долгие годы для того чтобы гарантировать безопасность жителей Донбасса и, в особенности, детей.
Восстанавливать промышленность и сельское хозяйство будет необычайно трудно. Деиндустриализация, которая прошла на Донбассе, вывела Украину из числа индустриальных стран, восстановление промышленной базы без утраченных технологий будет крайне проблематичным, Украина столкнется с тем, что для нее не будет места мировом разделении труда. Самые подготовленные и образованные кадры выедут в США и ЕС, как это сейчас происходит в сфере информационных технологий.
Надеждой для страны может послужить развитие крупно-товарного сельхозпроизводства и уход от монотоварного производства сырья с низкой добавленной стоимостью. Например, Украина является крупнейшим в мире производителем подсолнечного масла, одним из крупнейших производителей зерна, однако эти товары используются как сырье для других, более развитых, стран.
Развитие сельского хозяйства и пищевой промышленности, ориентированной на глубокую переработку, невозможно без восстановления добрососедских отношений с Россией и инвестиционного сотрудничества с Китаем. РФ и Китай – два самых крупных и привлекательных рынка для украинского агропромышленного комплекса.
Украина также имеет уникальные транспортные возможности, впрочем, использовать их можно только при условии перестройки системы коллективной безопасности в Европе, устранения конфронтационной модели в отношениях между РФ и ЕС.
К 2025 году в Украине установится политический режим способный вести диалог как с пост-ЕС (Европейский союз в его нынешнем виде не будет существовать через 10 лет), так и с осью Москва-Пекин, которая через 10 лет будет играть гораздо более серьезную роль в мире.
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы TikTok и YouTube.