2 657 просмотров |
Суд по делу налётчицы Надежды Савченко: Что осталось за кадром
Просмотров:В пятницу у меня состоялся дебют – меня впервые серьёзно восприняли в Российской Федерации не просто как блогера и тролля, но и как корреспондента-репортёра. И признали одновременно все – и офицеры ростовской полиции, и два десятка офицеров Федеральной службы судебных приставов, и пресс-служба Ростовского областного суда, и даже казаки Всевеликого Войска донского с активистами НОДа. Я уже не упоминаю о многочисленных российских и украинских журналистах, консула Украины в Ростове-на-Дону и родной сестры подсудимой лётчицы-налётчицы Надежды Савченко – Веры Савченко – это молодая некрасивая девушка с не чёсанными и грязными соломенными волосами.
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы YouTube и TikTok.
В самом центре столицы ЮФО в Ростовском областном суде под председательством судьи Александра Дегтярёва рассматривалось ходатайство адвоката участницы карательного батальона ОПГ «Айдар», подозреваемой в соучастии в убийстве российских тележурналистов Игоре Корнелюке и Антона Волошине в июне 2014 года вблизи с границей РФ и Новороссии.
Адвокат Илья Новиков и его подзащитная Надежда Савченко считают, что проведение суда в приграничном с ЛНР городском суде создадут реальную угрозу родственникам, друзьям и близким украинской подсудимой.
Но представители обвинения – прокуроры Владислав Кузнецов и Дмитрий Юношев имели совсем другую точку зрения, основывающуюся на действующем уголовном законодательстве России. Поэтому судья Дегтярёв, не выпуская из рук УПК РФ, вынес постановление, в котором аргументировано отказал в ходатайстве.
Уже с 9 утра под судом было многолюдно. Дело в том, что региональное отделение НОД решило выставить одиночный пикет с призывом справедливой кары убийце российских журналистов.
«Мы стоим здесь для того, чтобы поддержать наши правоохранительные органы, которые делают абсолютно правильное дело – все военные преступники, которые участвуют в захватнической войне на Донбассе, должны быть наказаны. Надежду Савченко никто не тянул силой, она пришла туда сама. Мы считаем, что она должна понести заслуженное наказание и верим в силу российского правосудия. Все то зло, которые происходит сейчас на территории Донбасса и Новороссии со стороны укрофашистской армии, должно быть наказано», – рассказал Иван Зуев, который держал в руках флаг НОДа и фотографии погибших репортеров.
На плакате была надпись – «Убийце Российских журналистов – справедливая кара!».
На территории суда находились около пяти казаков в форме Всевеликого Войска Донского, но их атаман от интервью отказался, а предложил агитационные материалы по истории создания Украины в её сегодняшних границах с указанием русских царей и времени создания и образования городов Харьков, Сумы, Полтава, Днепропетровск, Запорожье, Луганск, Херсон, Донецк, Николаев, Одесса, Чернигов, Симферополь, Севастополь, Мариуполь, Кривой Рог, Кировоград. Всё это были подарки русских царей с 1654 по 1954 годы, указывал атаман.
Попасть в здание суда можно было только, пройдя определённую процедуру. Образовалась очередь человек так из пятидесяти. Вначале желающий посетить открытое судебное заседание Ростовского областного суда записывал свои фамилию, имя, отчество в журнал и расписывался в последней графе. После этот человек проходил через магнитную рамку, предварительно выложив из карманов все металлические предметы. После прохождения проверки на наличие металлических предметов посетитель предъявлял к осмотру содержимое своих носильных вещей, причём, фото и видео аппаратуру приходилось включать.
Уже в самом здании, где на каждом этаже находилось по 5-6 офицеров Федеральной службы судебных приставов в бронежилетах, вас любезно встречали представители пресс-службы РОС и интересовались, какое издание вы представляете. Только после этого вам предлагалось подняться на 2 этаж и «откушать чаю».
В пятницу как никогда администрация суда не пожадничала – такого обилия угощения РОС не видел со времён своего образования. Однако, до начала судебного заседания никто из многочисленных гостей-посетителей и представителей СМИ как России, так и Украины к угощению не прикоснулся.
Судья Александр Дегтярёв был по-королевски точен, и ровно в 10:00 открыл судебное заседание дежурной фразой: «Здравствуйте, всех прошу садиться», но представители Украины во главе с консулом Александром Ковтуном, сестрой подсудимой Верой Савченко и неизвестным молодым человеком уголовной наружности проявили явное неуважение к суду, опоздав на 4 минуты и даже не извинившиеся за это. Судья разрешил опоздавшим присутствовать в зале.
В судебном заседании приняли участие адвокат Илья Новиков, переводчик Андрей Рожественный. Сторону обвинения представляли прокуроры Владислав Кузнецов и Дмитрий Юношев. Адвокаты Николай Полозов и Марк Фейгин прислали уведомление об отсутствии по уважительным причинам.
Суд проводился в виде видео-конференции. Подсудимая Надежда Викторовна Савченко предстала перед собравшимися в своей традиционной белой футболке с коротким рукавом и огромным инкрустированным тризубом на всю грудь на фоне свежевыкрашенной бело-салатной стены, но за мощными металлическими прутьями тюремной решётки, которая мешала как видеть подсудимую, так и ей самой общаться с участниками процесса.
Поэтому в самом начале общения Савченко потребовала чтобы камеры и микрофоны были установлены таким образом, чтобы она видела не только судью, но и остальных присутствующих в зале, – ей было необходимо видеть всех и понимать, верно ли переводит переводчик. Судья удовлетворяет просьбу подсудимой.
«Спасибо, я вас поняла, теперь я вас вижу хорошо. Я понимаю ваш язык, вы мой не понимаете. Поэтому и переводчик находится в зале», – были первые слова Савченко.
После зачитки судьёй прав и обязанностей участников процесса, было объявлено, что абсолютно все потерпевшие уведомили суд, что они категорически возражают против изменения территориальной подсудности.
Это заявление вызвало неудовлетворённость у опоздавших представителей с Украины. Они даже поменяли место нахождения, перебравшись в первый ряд слева. Консул Украины в перерывах между съёмками на портативный фотоаппарат OLYMPUS постоянно пытался демонстрировать на камеры малый герб Украины, который был нарисован на его блокноте. Сопровождающий Веру Савченко молодой человек с явно уголовной наружностью демонстративно нацепил себе на шею косынку сине-жёлтого цвета задом наперёд, пытаясь изображать наличие государственного флага страны, которая развязала у себя гражданскую войну и ВС которой ежедневно убивают своё же мирное население в ЛДНР-Донбассе.
«Опасность для моей семьи не зависит от публичности, а зависит от тех людей, которые представляют опасность для Украины, которых очень много в Донецке (российский Донецк, где будет проходить процесс, – ред.), – заявила подсудимая уже на русском языке.
У меня сложилось такое ощущение, что в суде был бенефис адвоката Ильи Новикова, который говорил сколько хотел, и всё что хотел. Но больше опирался адвокат Савченко не на требования статей закона, а на, якобы, здравый смысл и логику.
Адвокат провёл целое исследование стоимости билетов РЖД как в купейных, так и в плацкартных вагонах по маршруту Москва-Ростов-Донецк РО, Воронеж-Донецк РО. Финансовое обоснование на десятках листов адвокат даже сумел вручить стороне обвинения для изучения. Договорился наш герой и до того, что у него имеется справка от ФСБ о том, что в границе с Украиной имеется «дырка», через которую в суд могут проникнуть вооружённые до зубов сепаратисты.
«Справка-меморандум говорит нам о том, что ФСБ официально сообщает, что в городе Донецке на границе с Украиной есть дырка, в которую может пройти кто угодно без всякого контроля, из чего я делаю вывод, что в материалах дела есть документ, подтверждающий официально с позиции ФСБ России реальную возможность что человек с оружием придёт из Луганска, с территории, контролируемой ЛНР, в город Донецк, и там что-нибудь сделает, что мы знать не можем», – заявил адвокат.
Пожаловался адвокат Новиков суду и в том, что Донецк РО далеко от Москвы, и предложил проводить судебные заседания в Гагаринском районном суде города Москва, так как всем адвокатам Надежды Савченко очень удобно туда добираться из дома даже на метро.
Припугнул Илья Сергеевич судью и тем вопросом, что у защиты появятся причины всячески препятствовать проведению правосудия, так как у защиты нет возможности приглашать свидетелей в судебное заседание, а у стороны обвинения такая возможность имеется. Но вызывать в суд иностранных граждан даже для стороны обвинения очень непросто – этот процесс должен производиться с использованием МИД РФ и Украины. Но вызывать свидетелей из ЛНР очень стрёмно, поэтому следствие и суд сами дают в руки защиты мощное оружие противодействия в проверке законности вызова какого-либо свидетеля из-за рубежа. И защита обязуется этим недоразумением обязательно воспользоваться чтобы уличить противную сторону в незаконности ведения дела.
Однако красноречие и длительность изложения адвоката Надежды Савченко нисколько не смутили российских прокуроров – их вердикт был краток и обоснован статьями уголовно-процессуального кодекса РФ. На это подсудимая смогла заявить, что «в Российской Федерации опасно не только мне и моим родственникам, но и всем потерпевшим, вот поэтому они и не приехали», – резюмировала лётчица-налётчица.
После незначительных прений сторон защиты и обвинения суд удалился для принятия решения аж на полтора часа.
Но по прибытию было зачитано постановление РОС, которое отказало защите в удовлетворении ходатайство об изменении территориальной подсудности, а это означает, что суд будет проходить в Донецке Ростовской области.
Когда судья Александр Дегтярёв зачитал постановление, он спросил: «Госпожа Савченко, Вам все понятно?». Савченко, которая весь судебный процесс практически просидела с опущенной головой для рассмотрения своих каких-то бумаг, именно в этот момент очень эмоционально отреагировала: «мне все понятно», и начала, стоя, на камеру кричать: «Слава Украине! Героям слава! Украинцы, держаться! Украина победит! Спасибо за доверие, украинцы!».
И последнее, что она успела сказать: «я больше не имею никаких комментариев», встала и вышла, даже не дождавшись официального окончания судебного решения. Только после её ухода технические работники прекратили видеосвязь.
Отвечая на вопросы российских журналистов о возможности апелляции, Новиков уверил, что его подзащитная решила зря не терять времени и не подавать апелляционную жалобу, поэтому судебный процесс может возобновиться уже в начале сентября.
В своих ответах для российских СМИ адвокат Новиков коснулся несправедливых российских законов в отношении подсудимых-женщин. Коснулся адвокат и вопроса неопределённого статуса своей подзащитной в международном аспекте. Что именно говорил российский адвокат представителям украинских СМИ – остаётся загадкой, и можно только догадываться, так как своё общение с украинскими журналистами Илья Сергеевич решил не афишировать и провёл его подальше от судебных стен в стороне от посторонних глаз. Но по той клевете, которая вскорости польётся из украинских СМИ и телеящиков, мы всё узнаем.
Попыталась выбиться в публичные люди и представитель Украины – Вера Савченко. Все эти дни её плотно опекал и буквально караулил украинский дипломат-консул Александр Ковтун, который ни на секунду не выпускал из рук работающую кинокамеру. Но даже иностранному дипломату не удалось удержать селючку от тиражирования дурости и глупостей.
Пытаясь унизить обступивших её плотным кольцом жадных до сенсаций ростовских журналистов, Верка в качестве недоразвитости российской промышленности стала перечислять иностранные фирмы-производители фото и видео техники. Но на элементарный вопрос – а где же украинские хвалёные фотоаппараты ФЭД и КИЕВ, Верка стушевалась, ибо никогда о таких даже не слыхивала.
На вопрос журналистки, как она оценивает эмоциональное состояние своей сестры, наша героиня ответила – «Надя хоть и устала от этого всего, но она не побеждена и не будет побежденной».
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.