6 873 просмотров |
Мажорный «барабан»
Просмотров:Роль Алексея Гриценко в деле Олега Сенцова еще предстоит прояснить
Одновременно с обсуждением возможного обмена Олега Сенцова резко активизировались Геннадий Афанасьев и Алексей Гриценко. Геннадий Афанасьев – первый из задержанных по делу Сенцова, в декабре 2014 года Московский городской суд признал его виновным и приговорил к 7 годам колонии строгого режима. Но в июне 2016 года по просьбе Виктора Медведчука президент Владимир Путин подписал указ о помиловании, после чего Афанасьева и еще одного осужденного Юрия Солошенко обменяли на одесских журналистов – Елену Глищинскую с маленьким ребенком и Виталия Диденко.
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы YouTube и TikTok.
«Не виноватая я!»
Несмотря на пребывание в тюрьме, Афанасьев сразу по возвращении продемонстрировал довольно цветущий вид. Правда, в своих интервью он рассказывал, будто в тюрьме пережил нечеловеческие пытки. «Это невозможно выдержать. Понял, что истории про героических партизан – вранье», – гласил заголовок интервью для журнала «Країна» («Страна»).
Афанасьев оказался на воле раньше, чем все остальные «террористы группы Сенцова», поэтому использовал люфт во времени, чтобы оправдаться. Дело в том, что сотрудники ФСБ задержали Афанасьева первым среди остальных участников «группы Сенцова». Общеизвестно, что именно Афанасьев дал показания на Сенцова и Кольченко, которые помогли обвинению собрать доказательную базу, чтобы, в конечном счете, суд вынес обвинительный приговор в виде тюремного заключения:
– Олегу Сенцову – 20;
– Александру Кольченко – 10;
– Алексею Чернию – 7 лет колонии.
Поэтому освобожденный Афанасьев и начал с первых же шагов по украинской земле оправдываться, пока не вернулись Сенцов и другие, и не рассказали, как было на самом деле.
Почему Афанасьев не сделал судмедэкспертизу
Показательно, что хотя сам Афанасьев много рассказывает о пытках и издевательствах, но после возвращения в Украину он не задокументировал никаких телесных повреждений. Хотя, если верить рассказам, будто его действительно подвергали нечеловеческим пыткам, то следы от таких увечий должны остаться и спустя годы. Непонятно, почему Сенцов и Кольченко отказались сотрудничать со следствием – то ли их не пытали (хотя Афанасьев утверждает, что пытали всех), то ли они пережили «нечеловеческие пытки», которые «невозможно выдержать».
В общем, еще до возвращения Афанасьева на Украине его начали считать «сказочником» и «стукачом», который помог посадить своих друзей на длительный срок.
На фоне разговоров о том, что Сенцова могут отпустить, резко активизировались и Игорь Луценко с Алексеем Гриценко (они вместе с Сенцовым участвовали в движении «Автомайдан»).
Надо сказать, в отличие от Сенцова и Кольченко, два киевских мажора удачно конвертировали свое участие в «Евромайдане». Игорь Луценко – приемный сын Владимира Стельмаха, который на посту главы НБУ в 2008 году резко опустил курс гривны, а вместе с ним «опустил» и жизненный уровень миллионов украинцев – сегодня депутат Верховной Рады от «Батькивщины» Юлии Тимошенко. Алексей Гриценко всегда двигался по карьерной лестнице строго за своим папой. Когда Анатолий Гриценко состоял в партии «Наша Украина», то добился, чтобы Алексея назначили замглавы молодежного крыла. А когда скандальный министр обороны создал свою партию «Громадянська позиція» («Общественная позиция»), то сын получил козырное место главы Киевской городской организации, чтобы стать по партийной квоте депутатом Киеврады. Кумовство и блат, говорите? Нет, не слышали!
Мутные ребята
У Игоря Луценко в политических кругах крайне мутная репутация. До «Евромайдана» он под видом «общественного активиста» пытался шантажировать киевских застройщиков – публикации в СМИ и платные митинги, требуя отступные за возможность спокойно работать – но не преуспел.
А во время «Евромайдана» произошла по-настоящему темная история, когда Игорь Луценко вместе с Юрием Вербицким исчезли на сутки. По словам Луценко, 21 января их обоих похитили неизвестные. Непонятно только, почему на следующий день Луценко отпустили, а Вербицкого пытали, а затем зверски убили.
Что касается Гриценко, то с появлением новостей о возможном возвращении Сенцова сын кандидата в президенты ощутимо занервничал. И есть почему. Если Сенцов вернется – велик риск, что всплывет информация об истинной роли Алексея Гриценко во всей этой истории.
Как уже говорилось, в 2014 году Гриценко-младший вместе с Сенцовым состояли в движении «Автомайдан». В марте 2014 года Алексей Гриценко вместе с соратниками по «Автомайдану» поехали в Крым, когда уже полным ходом шла подготовка к референдуму. Приехав на полуостров, Алексей Гриценко вместе с друзьями неожиданно на неделю пропадают из поля зрения.
«Пропала связь. Больше недели – никакой информации. Это было сразу после Майдана. Вы думаете, кто-то позвонил из тех, с кем мы стояли день и ночь на Майдане? Аваков, или Наливайченко? Никто. Поэтому кто освободил, я не знаю», – признался Анатолий Гриценко в своем интервью телеканалу Newsone в августе 2017 года.
В этой истории есть масса вопросов. Например, Анатолий Гриценко по простоте душевной проговорился, что не знает, кто освободил его сына из плена в Крыму. Странная нестыковка. С одной стороны, сам экс-министр обороны создал самый настоящий «семейный подряд», продвигая Алексея на перспективные политические должности. С другой же, когда речь зашла о его жизни, вдруг демонстрирует такое равнодушие. Действительно не знает или просто не хочет говорить?
«Набарабанил» на срок
А сам Алексей Гриценко категорически не хочет говорить, почему после задержания в марте 2014 года в Крыму его неожиданно отпустили. Гриценко-младший молчит, как Сенцов на допросе, потому что если в Киеве узнают правду, то о политической карьере придется забыть. А там недалеко и до обвинения в государственной измене.
Кстати, в случае с «похищением» Луценко и Вербицкого тоже были подобные нестыковки. Как известно, неизвестные похитили их обоих, но затем Луценко отпустили живым и невредимым, а Вербицкого зверски убили, спрятав труп в лесу. Или на самом деле никто никого не похищал, а история про похищение – это просто прикрытие, чтобы Луценко не обвинили в соучастии?
В истории о причастности Алексея Гриценко к судьбе Олега Сенцова выстраивается следующая последовательность событий.
– март 2014 года – Гриценко-младший прибывает в Крым. По официальной версии, чтобы доставить гуманитарную помощь украинским военнослужащим. «Автомайдановцы» приезжают на 2 машинах, а затем неожиданно пропадают более чем на неделю;
– март 2014 года – Алексей Гриценко неожиданно появляется на территории Украины. Он много и с удовольствием рассказывает, как по ним стреляли из автомата, как «остановили и вытащили из машины, после чего нас доставили военкомат в Симферополе». Гриценко-младший охотно рассказывает, как его пугали и допрашивали, возили в Симферополь и Севастополь, но ни за что не желает говорить, почему его отпустили и что за это потребовали;
– 9 мая 2014 года – сотрудники ФСБ задерживают Геннадия Афанасьева по обвинению в подготовке террористических актов в составе «группы террористов Сенцова»;
– Афанасьев дает показания на Сенцова и других (6 июня копии протоколов опубликовала на своем канале Youtube Ольга Шарий);
– 10 мая 2014 года – сотрудники ФСБ задерживают Олега Сенцова, обвинив в организации террористической группы с целью совершения терактов на территории Крыма;
– 16 мая 2014 года – правоохранители задерживают Александра Кольченко, выдвинув против него точно такие же обвинения.
Как же так получилось, что «мажорные» украинские патриоты строят политическую карьеру, а Сенцов и другие «пошли паровозом» по делу о терроризме? Собственно, Алексей Гриценко сам ответил на этот вопрос, когда признался, что во время задержания их допрашивали по возможным акциям протеста во время проведения крымского референдума. Выглядит так, что сотрудники ФСБ в марте благодаря допросу Гриценко получили полную картину об антироссийском подполье в Крыму. Зная, кто входит в группу Сенцова, спецслужбы установили слежку за основными фигурантами, чтобы в мае 2014 года взять «на горячем». Кстати, стоит обратить внимание, что в опубликованных материалах допросов Афанасьева присутствуют только те страницы, которые посвящены Олегу Сенцову. Интересно было бы прочитать остальное. Возможно, тогда роль Алексея Гриценко в этих событиях предстанет в новом свете.
И теперь становится понятно, почему Алексей Гриценко, Геннадий Афанасьев и другие участники этой истории так нервничают, когда речь заходит о том, что Сенцов и Кольченко могут вернуться на Украину, вместо того, чтобы годами гнить в колонии.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.