570 просмотров |
Донбасс, стансы ко Крещению
Просмотров:Все январские праздники Донецк обласкан зимой – снега, хоть и не так много, как в каком-нибудь Сургуте, но все-таки он есть. Как и морозы – в нарушение привычного для Донбасса климатического правила – на Новый год обязательный дождь, на Рождество – слякоть.
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы YouTube и TikTok.
И только Крещение с его непременной прорубью в каждом донецком ставке традиционно и консервативно – мороз и хмурь небесная подчеркивают розовую наготу ныряющих в немыслимо ледяную воду.
И в мирное время не раз приходилось наблюдать эту благостную картину, обыкновенно заканчивающуюся бодрым распитием напитков, дымным чаем и гармошкой. Что и говорить – русские народ отчаянно безрассудный, знают, как себя закалять. Знают и умеют, как яриться, и как оттаивать. В этом наше преимущество перед некоторыми другими народами, умеющими только нож в спину вставлять или биться в истерике и обиде на всех, кто должен. Русский всем прощает не на словах, а на деле. Просто так с детства научили партия, комсомол, церковь, семья и дружки на улице – есть правила жизни, которые нельзя нарушать, если ты человек. А не зверек.
Кое-кто из наших соседей принимает наше всепрощенческое благодушие за слабость. Наблюдает так, наблюдает – пятилетками, десятилетками, столетиями, а потом – шасть в русский дом – дескать, верный момент настал поживиться. Этим же простодырам русским ничего не жаль, им себя не жаль – вона как головой корку ледяную пробивают в прорубях крещенских! Да и безответные они – настоящие христиане. Им Христос и кодекс строителя коммунизма не позволяют врагов шибко сильно забижать!
Ох, горько потом они каются, ох и клянут себя за то, что в несчастную годину повелись на русское благодушие. Утирают кровавые слезы, стонут болезные. А тут еще русские добивают – подвинутся откуда-то, и тряпицу чистую протягивают, толкают в бок: «да не убивайся ты, прям, смотреть невмоготу! Ну, с кем не бывает, впредь беречь будешь сопатку. Иди вон лучше на игилах потренируйся…».
С донецкими этой сценарий еще занятней пишется. У нас ведь русскими зовут всех, кто живет бок о бок с нами хоть с годок-пяток, кто с нами в шахту спустился, к домне/мартену/коксовой печи встал. Русские по нашему донецкому православно-советскому, пусть и несколько наивному понятию, это все те, кто любовался восходами/закатами над черно-оранжевыми громадами терриконов в степи, кто вдыхал сквозь сон душной летней ночью ветерок с угарным душком, прилетевший от трудяги завода, кто ругал с нами проклятую угольную пыль, заставляющую рубашки стирать раз в пять чаще, чем в других местах. Такие у нас русские. Сложные, всякие есть – и сложно-составные и сложносочиненные, подчиненных только нет. Русский Донбасс сложенный тяжелой рабочей рукой из русских, тюркских, кавказских народов, греков, евреев, югославов, немцев, болгар, он не любит императивов, но понимает порядок и традицию.
Иногда мне кажется, что великий русский поэт Александр Блок, придумавший для Донбасса имя «Русской Америки», в «Скифах» писал о нас:
Мы любим все – и жар холодных числ,
И дар божественных видений,
Нам внятно всё – и острый галльский смысл,
И сумрачный германский гений…
Донецкие люди повсеместно – от Старобельска и Луганска, до Мариуполя, Новоазовска и Мангуша верят в высшую меру бытия – справедливость, и в инструмент ее – равенство. Поэтому в наших краях апостольское «нет ни иудея, ни эллина, ни варвара, ни скифа…» обретает объем и реальность. Здесь библейское срастается с национальным и плавится в единое, нераздельное братство народов.
Мы – новороссы. Недаром наш край – частица уникального порождения Руси осьмнадцатого столетия – Новороссии. Здесь даже смысл слова русский стал не только новым, но и освятился многими трудами, кровью, и потом. Это технология, это алгоритм, которые служат для расчета и строительства нашей жизни.
Летом в степи донецкой бушует солнце, зимой – лютая стужа. На Крещение мы входим в иордани, подчеркивая сакральный характер не только веры нашей, но и нашей борьбы. Чу! Гремит она на окраинах Донецка и Горловки.
…А потом сойдут снега, и весна будет вливаться в старые/новые меха. Весна жизни, весна, Донбасса. Великая русская весна человечества.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: