Харьковский авиазавод (ХГАПП) взбунтовался. Вчера возле его проходной собралось около двух сотен митингующих. Они угрожали перекрыть движение по улице Сумской ради того, чтобы привлечь внимание областных и городских властей. Вот уже восемь месяцев рабочие и ИТР не получают заработную плату.
По итогам первого квартала 2015 года задолженность по заработной плате возрастет на заводе до 43 млн. грн. Кроме того, с 5 декабря 2014 года предприятие работало в сокращенном режиме, а с 20 февраля текущего года оно находится в вынужденном простое.
Посовещавшись, протестующие отказались от этой затеи, так как на понедельник, 6 апреля, профком завода запланировал собрание с участием представителей облгосадминистрации и Харьковского горсовета. Если же и там вопрос с зарплатами не будет решен, то ХАЗовцы все-таки перекроют Сумскую. Представитель областной власти недвусмысленно объяснил присутствующим, что область никакого отношения к долгам по зарплате не имеет, и рабочие должны обратиться с этим вопросом к директору завода. А его как раз и нет и на месте, и на бумаге. Генеральный директор авиазавода Анатолий Мялица был уволен в рамках люстрации, а и. о. гендиректора Игорь Сунцов в отъезде. Леонтий Гонтарь, который представился как «и.о. исполняющего обязанности». Не сказал, когда работникам выдадут зарплату, а лишь напомнил, что на предприятии денег нет. По его мнению, завод сможет заплатить людям, как только получит возмещение НДС, что произойдет в ближайшее время.
Председатель профкома завода Михаил Погорелов говорит, что зарубежные партнеры завода пообещали сделать заказ на самолеты и уже 15 августа перечислить крупную сумму на счета ХГАПП и уверен, что руководителя завода уволили зря. Ведь он возглавляет завод с перерывами более тридцати лет, увольняясь на то, чтобы по работать первым секретарем обкома партии (последним, замечу) и министром промышленной политики Украины. Под люстрацию он попал не за обкомовское прошлое, а за то, что 2013 году работники авиазавода во главе со своим шефом поддержку политики Виктора Януковича.
Реклама
Авиазавод — место лакомое и интересное во всех отношениях. Три километра от центра города, живая взлетно-посадочная полоса на месте существовавшего в царские и раннесоветские времена скакового ипподрома. Именно там авиаторы Уточкин и Гризодубов знакомили харьковцев с крылатыми машинами. Вокруг этой полосы и поднялись заводские цеха. Там выпускались Ту-104, Ту-124 и Ту-134. Затем завод перешел на «антоновские» модели.
На рубеже ХХI века завод был завален заказами из Ирана, Ливии, Судана и Египта. Но случилась беда: несколько авиакатастроф, после чего заказчики стали терять интерес к харьковской продукции. А тут еще скандал с нецелевым использованием имущества директором Павлом Науменко. С 2005 по 2009 год завод выпустил лишь один самолет — для Муамара Каддафи. А ведь в 80-е за такой же срок выпускалось 320 Ту-134. В общем, уже целое десятилетие у завода проблемы и с заказами, и, стало быть, с зарплатой. Годами ее там ждали иной раз. В октябре 2014 года ХГАПП объявлен банкротом. Значительную долю сотрудников предприятия составляют пенсионеры.
О приватизации завода пока не говорится. «Харьковское государственное авиационное производственное предприятие нуждается в кардинальных изменениях и эффективном менеджменте», — заявил глава Харьковской облгосадминистрации Игорь Райнин. А в чем эти изменения, кроме тотальной проверки до конца мая, пока непонятно.
Дождемся, конечно, понедельника. И тогда сможем понять, готовы ли авиастроители терпеть невзгоды (привычка к этому у них выработалась), или добьются своего.
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы TikTok и YouTube.