593 просмотров |
Борись, ты не правь: Что я увидел и чего не выпил на шествии памяти Немцова
Просмотров:Антикоррупционный задор марша с лопающимися почками веселых кричалок оперативно сменился траурным форматом, зато в самом центре Москвы. Смерть Бориса Немцова от пули киллера чудесным образом подействовала на столичную мэрию, и многотысячное шествие разрешили от Китай-города до Большого Москворецкого моста, избавив прекрасную прослойку от необходимости шагать по гопническому, пропитанному русско-фашистским духом Марьину.
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы YouTube и TikTok.
Весна, Кремль, а с другой стороны и недоверие к СМИ и той и другой стороны – в общем, мы с другом решили увидеть все действо собственными глазами. Благо осенний заукропский марш подарил кучу впечатлений и пищи для ума.
Приехали. Народу действительно было. Но и турникетов установили целую шеренгу, чего не хватало, скажем, на Суворовской, где Новороссию поддерживали. В наши планы не входило вливаться в колонну, а входило все посмотреть и трезво оценить. С последним сразу вышел напряг: в чебуречной, еще держащей оборону в кольце сетевых харчевен и мимимишных стартапов, была несусветная толчея, и походный обед пришлось временно отложить. На улице две немолодые дамы с цветами радовались весне, обилию красивых лиц, которые как здорово, что все здесь сегодня собрались. «Совсем как в 90-е!» – восторгалась одна. Другая согласно кивала. Разделить душевный подъем женщин мы направились в соседнюю ресторацию пивного профиля – с отличным видом на Славянскую площадь. Заняв господствующую высоту на третьем этаже оного заведения, мы выяснили, что пива как раз и нету. И вообще ничего нету согласно распоряжению мэрии. Ну, действительно, как в 90-е, только с рекламой теоретически вкусного напитка «Квак» на стене.
На душе сразу стало гадливо и совестно, но место обзора было настолько удачным, что торгуясь с официанткой хотя бы насчет глинтвейна (не май месяц на улице!), мы некоторое время изучали общий план толпы, выдавливаемой через отверстия металлоискателей в колонну. Колонна выглядела вполне патриотично – такого количества российских триколоров на квадратный метр я у нашей неполживой общественности давно не видел. Флаги были убраны тоненькими траурными ленточками и слегка разбавлены стягами известных партий и общественных организаций, а также – очень жидко – жовто-блакитными стягами и даже «имперками», которые, впрочем, быстро и бесследно утонули в народной волне. А вот креатива в области наглядной агитации было еще меньше. Особенно в сравнении с осенним «Маршем мира». Ну, кроме традиционных плакатов про злого, плохого Путина и хорошую летчицу Савченко, считай, не на что и посмотреть. Под погребальный формат отпечатали массу А3 с портретом покойного и линейку антитабачного вида слоганов – белый фон, черный шрифт, черная же рамка. Наиболее тиражный лозунг был – «Борись». Вот просто так, даже без восклицательного знака, от чего воззвание приобретало уменьшительно-ласкательный оттенок (в голове даже крутилось что-то вроде: «Борись, ты не правь!»). Зато на этом грустном, но приличествующем событию фоне свежо и прекрасно смотрелись холщовые хиппи-сумки с нежно-зеленом логотипом и надписью «Весна» – не пропадать же добру, справедливо решили организаторы.
Со старта шествия мы на метро рванули сразу к финишу. Все-таки Юлия Латынина обещала взятие Кремля, а это событие. Кроме того – чем Собянин не шутит! – на Пятницкой улице могли и наливать, там сейчас тотальный общепит. И действительно, в оплоте старосоветских, додемократических традиций – популярной у разных сословий наливайке «Второе дыхание» – все было. А вот со штурмом как-то не задалось. И это несмотря на то, что представители «Антимайдана» свое присутствие никак не афишировали, проявляя чудеса конспирации. Возможно, харлей не завелся.
В общем, никто никого не бил. Ни интеллигентов, шедших под растяжкой с соответствующей подписью «Конгресс интеллигенции». Ни крымских татар с флажками меджлиса, скрывающихся от захватчиков в логове захватчиков. Колорадов опять же не били. Люди шли чинно-благородно, даже немного торопясь, и было видно, что вот прямо сегодня им революции не хочется. Агитацию складывали в положенном месте – ну, чисто Первомай эпохи Леонида Ильича. Небольшая стычка с полицией завязалась было у одной из рогаток, где несколько человек решили выйти из марша пораньше. Наиболее изможденных стражи порядка выпустили на волю, прочим указали, что до конца маршрута осталось всего ничего и во избежание давки лучше держаться организованно. В итоге стороны пришли к консенсусу и весенний клич «Человеконенавистники!», испущенный некой экзальтированной мадам, одиноко повис в сыром воздухе.
Организаторы деловито собирали флаги и транспаранты в живописные поленницы, грузили добро в машины. Народ делал селфи и шустро тек прочь. Только один пожилой товарищ неотрывно разглядывал в габаритный бинокль вертолет, застывший одинокой мухой над расходящейся толпой.
Едальни на Пятницкой быстро наполнялись демократическими массами. В результате в местной чебуречной закончились чебуреки, хотя остались манты и селедка под шубой. Ругалась очередь в женский туалет. Публика поприличней заполнила стойку в «Молии Гвинз» и грузинскую харчевню с репродукциями Пиросмани на тему «Правительство Украины за работой». Низы креативного класса полностью оккупировали уже упомянутое выше «Второе дыхание», вытеснив ватообразных.
Рассудив, что проще еще раз в сабвее прокатиться и без очереди по чуть-чуть, но присоединиться ко всеобщей скорби, мы вернулись на Славянскую площадь, замыкая, как мог бы сказать Андрей Макаревич, круг. Там жизнь уже вошла в естественное русло, и Кирилл как бы спрашивал Мефодия: «Это что такое было?». «Свят, свят!» – как бы отвечал ему коллега. Но мораторий на алкосодержащую продукцию, как оказалось, продолжал действовать до восьми пи-эм и по самую Маросейку. Особо тоскливое, почти апокалиптичное зрелище произвела совершенно пустая чешская пивница. То есть, вообще пустая. Мне лично не понятно такое недоверие властей к народу, тут, чай, не футбольный матч проходил. Неприятно. Я за красивые лица, но против, когда «пива нет». Пусть местами, но все же. Это ж не хамон с пармезаном и прочими архитектурными излишествами!
Вот так все и было. Марш прошел, борьбу с коррупцией отложили до лучших времен. Зато обошлось без жертв и разрушений. Новому кошевому атаману небесной сотни пополнения не прислали, палаток с собой никто не принес. Все разошлись по домам концепцию менять. Ну и слава Богу.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.