Только седьмая часть высаженных этой весной рисовых полей дала урожай. Около 2,5 тысяч га посевов после уничтожения Киевом дамбы Каховского водохранилища пришлось засевать заново – пшеницей, овсом, люцерной.
Иначе вместо урожая аграрии получили бы большой минус в кассе, передает корреспондент «ПолитНавигатора».
Крымское рисоводство кардинально меняло оценку в зависимости от наполнения Северо-Крымского канала. В 2014 году, когда по решению киевского режима канал перегородили дамбой, чтобы ни капли украинской воды не досталось Крыму, рис обозвали «водяной удавкой» и объявили ненужным и даже вредным для сельского хозяйства. Дескать, на Кубани его производят в достаточном количестве, чтобы не испытывать дефицит. А вместо рисовых чеков лучше выращивать засухоустойчивые культуры, например, сорго, и не тратить дефицитную воду.
Но с сорго как-то не сложилось, урожай пшеницы на солончаковых землях Северного Крыма небольшой, и как только российские военные освободили русло канала от дамбы, рисоводы воспряли духом – будет вода для урожая.
И тут же из «водяной удавки» рис (на фото) превратился в «белое золото», некий символ независимости Крыма от Киева с особым акцентом на исключительные вкусовые качества и преференции для варки плова. Первые 630 га рисовых полей в прошлом году засевали под телекамеры и бравурные комментарии, планы на этот год строили на 2,8 тысяч га, под которые полагалось отвести 144 миллиона кубометров воды из Северо-Крымского канала. Но 6 июня все накрылось Каховской ГЭС – дружные и кучные посевы пришлось перепахивать.
«Рис это такая культура, которая требует очень много воды. Поэтому те хозяйства, которые пострадали, они переориентировались и используют площади для выращивания зерновых культур. То есть они просто переориентировались и дальше продолжают возделывать те культуры, которыми занимались последние 8 лет. И на следующий год вместо риса эти хозяйства будут засевать ту же зерновую группу», – пояснил заместитель министра сельского хозяйства Крыма Владимир Ан.
Реклама
На самом деле выращивать зерновые на рисовых полях не так выгодно, как сам рис. Средняя урожайность зерновых составляет 60-70 центнера с гектара, тогда как рис дает 90-100 центнеров. К тому же, пшеницу и овес нужно еще переработать, прежде чем выставить на прилавки, тогда как рис после очистки готов к фасовке и отправке в торговую сеть.
«Ещё раз повторюсь – хозяйства, которые ранее занимались рисоводством, готовы при организации подачи «большой воды» и дальше продолжать выращивать рис. Сейчас обсуждается вопрос компенсации рисоводам за неполученный урожай. В каком размере государство их поддержит, пока говорить не готов, все решается на уровне Министерства экономики, на уровне правительства. Скорее всего, в ближайшее время будет принято какое-то решение», – заверил замминистра сельского хозяйства.
Одно из предприятий, которое пошло на риск и сохранило рисовые посевы, находится в Нижнегорском районе Крыма. Его директор Владимир Николин рассказывает, что когда пришла весть о подрыве дамбы, рис уже вовсю зеленел и колосился.
«У нас на всех 123 га засеянные всходы уже были получены, у нас был шок. Начали прорабатывать и совместно с начальником Госкомводхоза Крыма приняли такое решение – воду с чеков не сливать в дренажные каналы, а пускать по новой. Мы таким образом треть воды сэкономили, а урожай получили даже выше, чем в прошлом году – около 90 центнеров с гектара. Такую технологию будем и дальше применять», – отметил фермер.
Кроме воды, в этом году аграрии остались без малой авиации – опрыскивать поля с воздуха им запретили, поскольку для гражданских самолетов небо закрыто. Пришлось делать обработку на земле, приобрети туманные установки, чем фермеры тоже остались довольны. В общем, кризис пошел на пользу, и все свои наработки рисоводы готовы применять, была бы только «большая вода».
Начальник управления растениеводства Минсельхоза Крыма Николай Тютюник уверяет, что регион полностью обеспечивает себя основной производственной группой сельхозтоваров, вне зависимости – есть вода в Северо-Крымском канале или нет.
«Мы только начали восстанавливать орошаемые земли, проводить ремонт запорной арматуры, восстанавливать всю инфраструктуру, оросительную технику. Поэтому в этом году катаклизма не случилось, овощеводческие хозяйства переключились на другие источники орошения. Мы же не говорим, что Крым – это какой-то засушливый пустынный регион.
У нас здесь есть горная местность и предгорье, благодаря выпадению осадков в горах мы получаем наземные и подземные источники для орошения степного Крыма. Вода из Северо-Крымского канала интереснее экономически, ее сразу можно подавать на поля, не ждать, пока прогреется. Да, ситуация не критичная, мы за 8 лет без днепровской воды многому научились. Но мы говорим, что урожай с искусственным орошением и без него – это кратно разные величины», – заключил Тютюник.
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы TikTok и YouTube.